Каждый родитель, даря любовь своему ребенку, мечтает о взаимности. Глядя с умилением на новорожденного, мамы и папы мечтают о тех временах, когда малыш будет с нежностью их обнимать, с радостью встречать, проявлять заботу, говорить о своей любви.
Если не углубляться в философские дебри, то любовь - это, прежде всего, чувство, эмоциональное переживание. Способность чувствовать и проявлять любовь возникает у ребенка не сразу.

Младенец еще не в состоянии отделять себя от матери и от окружающего мира. Мама (а порой и папа) воспринимается малышом как его часть, с которой связано удовлетворение потребностей. Таким образом, мама (или другой близкий человек, осуществляющий уход за ребенком) – эквивалент благополучия. О любви пока речи не идет.

Примерно к трем годам формируется осознание ребенком себя как отдельного человека. Мама, соответственно, тоже начинает рассматриваться как отдельный человек, обладающий своими качествами, имеющий право на свои желания, появление и проявление эмоций. Этот процесс осознавания протекает медленно и порой достаточно болезненно для малыша. Но в результате возникает не просто зависимость (на уровне потребностей), а любовь к маме, как близкому, дорогому, но «другому» человеку.
По мере взросления, расширения мировоззрения, осознанность этих чувств повышается, и проявления их становятся ярче и разнообразнее. Для родителей это благодатный период!
Очень полезно развивать у ребенка способность чувствовать любовь, учить ее проявлять. Здесь поможет только личный пример. Нежно прикасайтесь к ребенку, крепко обнимайте, целуйте, радуйтесь при встрече с ним, заботьтесь, будьте внимательными к настроению, чувствам, желаниям своего чада, старайтесь доставлять ему радость. Сопровождайте все эти действия ласковыми словами. Все это желательно осуществлять и по отношению к другим членам семьи, поскольку это тоже личный пример!
В последствие, ребенок начинает понимать, что те положительные эмоции, которые он испытывает по отношению к близким, по-взрослому означают «любить». Таким образом, малыш, опираясь на осознание собственных чувств, начинает «любить» приходящих в гости людей,  кошечек, собачек, воспитателей и некоторых ребятишек в детском саду. Так спектр объектов его «любви» расширяется. С накоплением некоторого «любовного» опыта маленький человечек начинает различать «силу» своих чувств. Одних он любит больше, других меньше.
Очень сложный период для ребенка, когда любовь к родителям для него становится очевидной, но почему-то возникают и негативные эмоции в их адрес. Ребенок дезориентирован, растерян. Родителям желательно объяснять ребенку, что так бывает. Что люди иногда сердятся, раздражаются и злятся даже на очень любимых людей. Но от этого они не перестают их любить. Выражая свое недовольство, родителям важно четко следить за тем, как они это делают. Плох не ребенок, плох поступок, совершенный им!
И еще один чрезвычайно важный момент! Иногда становишься свидетелем того, как один из родителей (или какой-то другой человек) настойчиво выпытывает у ребенка «кого он больше любит, маму или папу». Опираясь на вышесказанное, можно отметить: во-первых, маленький ребенок еще может не понимать, что значит «любить»; во-вторых, ему чрезвычайно трудно оценить и сравнить степени интенсивности этого чувства по отношению к родителям; в-третьих, ребенок и не знал до этого, что кого-то из родителей нужно любить больше. Одним словом, бедный малыш!
А если коснуться этической стороны, то манипуляция чувствами ребенка – это не самый лучший способ воспитания. Постарайтесь разрешать статусные конфликты в семье, не втягивая в них свое чадо. Только представьте (а кому-то доведется и вспомнить), как чувствует себя ребенок, понимая, что одного из родных людей он любит не так сильно, как хотелось бы. Оберегайте по-возможности своих детей от таких переживаний.
И в заключение стоит напомнить, что детей любят не за что-то, а просто так! И именно безусловная и безграничная родительская любовь помогает человеку уверенно идти по жизни. И не бояться быть любимым и любить!

Автор статьи - Федосимова Татьяна

Журнал "АнгелОК"